Сценарии мероприятий

Литературно-музыкальный вечер к 200 – летию

М.Ю. Лермонтова для юношества     «Мятежный парус Лермонтова»

 

                                           «История души человеческой едва ли   

                        не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

                                                                                                            (М.Ю. Лермонтов)

Цели:

  • популяризация творческого наследия М. Ю. Лермонтова в разные периоды его жизни;
  • познакомить учащихся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество;
  • помочь проникать во внутренний мир и поэзию Лермонтова, подвести к пониманию его противоречий, страданий, происходящей в душе борьбы между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».

Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений, подбираются записи музыкальных композиций, составляется презентация.

Оборудование: компьютер, видеопроектор с экраном.

                                              Ход мероприятия.

Слайд № 2.      Библиотекарь:

       В этом году  исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

       Лермонтов - поэт философской мысли, глубочайших раздумий и самых острых социально-политических идей. Он многогранен и всеобъемлющ: судьбы человечества, нравственные вопросы человеческого существования, судьбы родины и народа, смысл исторических событий, улыбка ребенка и нежное чувство матери, "с небом гордая вражда",- все было доступно этому гению. Главное в Лермонтове в конкретно-историческом плане - это, как отметил Белинский, мятежный дух, недовольство действительностью и гордое ее отрицание. Из этого вытекают и специфические качества поэтического языка и стиля: "Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха: это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули".

      Наш литературный вечер посвящен его памяти, раннему периоду творчества поэта.

  Ведущий 1:

       В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.  Зачем он явился в этот мир? Зачем покинул его так рано? Миссия Лермонтова считается одной из глубочайших загадок в нашей культуре. Возможно, поэту  передался волшебный дар своего далекого предка барда Томаса Лермонта слагать пророческие стихи. Ему было известно это семейное предание, и долгое время он подписывался под  стихами: «Лерма».  

   Конечно, воспоминания современников о Лермонтове совсем противоположные, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Кому из них верить?

       Никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Лермонтову создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством. Ведь не зря Лермонтов писал:

Кто толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто?

 Ведущий 2:     

  Слайд №3     Мы предлагаем вам  отправиться на паруснике в литературное путешествие. Над головой тучки поэтические, дует спокойный ветер. И так, отправляемся в детские годы поэта…

    Слайд №4   Лермонтов Михаил Юрьевич родился 15.10. 1814г. в  Москве.  По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) - родная сестра Д.А. Столыпина.

    Слад №5   По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.  Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный.

     С самого детства Лермонтова отличало трагическое мироощущение, и это, вероятно, связано с тем, что он очень рано потерял свою мать (она умерла, когда ему было 2 года 4 месяца), вынужден был жить в разлуке с отцом. Вражда его бабушки и отца тяжело ранила тонкую душу поэта. Впоследствии он вспоминал это в своих стихах:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя,

От них остался только я.

    Слайд №6, 7, 8   Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта. Она лелеяла его с колыбели, выходила больным ребенком, позаботилась дать ему блестящее и серьёзное для того времени образование, сосредоточила на нём всю свою любовь и заботы.

Чтец 1:

…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

  Слайд № 9  Ведущий 1:    Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта. В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.

   Слайд №10   Недалеко от барского дома находится беседка, где подолгу любил отдыхать уже повзрослевший Лермонтов. Здесь он мечтал о будущем России. Большой барский дом в Тарханах находится в окружении цветников, парка, садов. В южной части парка на берегу пруда сохранился старый дуб, посаженный, по преданию, Лермонтовым. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности.  И не случайно, в одном из последних стихотворений он писал:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

     Слайд №11,12           Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). Желая поправить здоровье внука, бабушка несколько раз возила его на Кавказские воды. Едва ли к чему-либо так пристрастилось сердце Лермонтова, как к Кавказу. На него он излил всю свою любовь, им он дышал. Кавказ открыл ему свои объятья, величественные, как душа поэта, и объятья эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее - любовь родной души, дружбу близких и далекую родину.

Чтец 2:

Хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут то нас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор!
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз.
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

    Ведущий 2:   Свой отпечаток наложила и несчастная любовь, которую поэт пережил в юности. Его чувство было отвергнуто. Горесть, ожесточение и сожаление о напрасно растраченном жаре души охватило его, обида ранила его сердце, и он решил, что уже не сможет полюбить:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

(1832 год)

Все это оказало огромное влияние на формирование личности поэта и на то, что одной из главных тем в его лирике стала тема одиночества.

Слайд №13   Библиотекарь: И теперь мы плывем в сторону острова под названием “Поэзия”. 

Лермонтов начал писать очень рано. Но первый период его творчества есть, по существу, период "скрытый": он не предназначал для печати своих опытов. В них большая часть ученическая, перепевающая книжные, особенно байронические, мотивы. Но иные стихи - подлинные вспышки гения.  Именно к 1828 году сам Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности. Позднее, в 1830 году он запишет: "Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё и теперь у меня".

        Отрок Лермонтов писал о своем вселенском разочаровании, о жажде смерти, о коварстве возлюбленной, даже о нежелании быть человеком. Возникает мотив бегства от людей, желание раствориться в природе, стать звездой или другим природным явлением.

Лермонтову шел пятнадцатый год, когда им была написана гениальная "Молитва" ("Не обвиняй меня, всесильный"). "Молитва" - первое проявление гордой вражды поэта с небом. В эту же раннюю пору созданы стихотворения: "Я не для ангелов и рая", "К деве небесной", "Как землю нам больше небес не любить". Ряд стихотворений, написанных в период с 1830 по 1832 год, ясно показывают нарастание у Лермонтова скептицизма и неверия, сомнения во всем, чему учит церковь ("Ночь I", "Ночь II").

Даже ранняя поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в нем отразились и "мощь ума", и "страсть сердца", и "тонкость души" молодого Лермонтова.

Среди его ранних стихов немало наивных, несовершенных, просто слабых, но во всем, что он писал в юности, уже видна его личность; виден рано сформировавшийся и рано отчаявшийся человек.

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует

Слайд №14 Он ищет не книжных, а подлинных человеческих страстей и переживаний, хочет знать настоящую жизнь и писать о ней. В 1832 году созданы два великолепнейших поэтических произведения, выражающих эту идею: "Я жить хочу!" и "Парус".

Стихотворение «Парус» читает Чтец 3.

Лермонтовский "Парус" ищет идеала в бурях, в стремлении к неизведанному.

Ведущий 2: В 1832 году завершился ранний период творчества Лермонтова. С взыскательностью гения он осудил все свои слабые создания, все ребяческие произведения, все попытки быть похожим на кого-то другого, великого и славного. Теперь он говорит:

 Нет, я не Байрон, я другой,

 Еще неведомый избранник,

 Как он гонимый миром странник,

 Но только с русскою душой.                ("Нет, я не Байрон")

В нем, действительно, вырастал новый мировой поэт. Два года назад он мечтал достигнуть Байрона, теперь он понял свое особенное назначение, самобытность собственного творчества.

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В это время Лермонтов становится душой компании местной молодёжи, запевалой в беседах, сводит с ума женщин.

Слайд №15  С 1832 по 1836 год происходит процесс внутреннего созревания, осуществляется на практике желание поэта, высказанное в стихотворении "Я жить хочу!" и происходит заготовка материалов для нового, зрелого периода творчества.

Чтец 4:

Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

   Библиотекарь:

  Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

     Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

      Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.

     Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой.

    Ведущий 2:  Необыкновенной музыкальностью отличаются такие лермонтовские стихотворения, как «Парус», «Утес», «Тамара», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу…». Они, как и многие другие лермонтовские стихи, положены на музыку и часто исполняются в концертах. Белинский сравнивал лирику Лермонтова с музыкой, а многие произведения поэта по богатству и силе красок – с изобразительным искусством. Так, о стихотворении «Три пальмы» он писал: «рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливает в этой пьесе поэзию с живописью». 

     Слайд №16     Сама личность поэта поразила своей незаурядностью: он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку; рисовал и писал маслом картины; легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками.

Звучит романс “И скучно, и грустно”.

Библиотекарь:

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим - живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями.

     Слайд №17   Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский  портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть.
         Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
     Обратимся к выставке книг.  (Обзор выставки делает библиотекарь)

   Ведущий 1:  С тех пор, как пятнадцатилетний мальчик признался: «В уме своем я создал мир иной» - до выстрела Мартынова прошло всего двенадцать лет. В них уместилась вся литературная жизнь Лермонтова. Сотни стихов, поэмы, драмы, повести, роман - все написано за эти двенадцать лет. И всюду - в стихах, в драматургии, в прозе - перед нами сам автор.

Чтец 5:

 На буйном пиршестве задумчив он сидел
Один, покинутый безумными друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред ними,
Душевный взор его смотрел.

И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и речей,
И песен праздничных, и хохота гостей,
Его слова пророчески звучали.

Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?
Над вашей головой колеблется секира,
Но, что ж!.. Из вас один ее увижу я».

Слайд №18  Библиотекарь:  15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.

    Слайд № 19  Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.

О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный,
Из детских рано вырвался одежд,
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…

       Его до конца дней преследовал образ отверженца, мучительно желающего и не умеющего слиться с каким-то “естественным” миром — никому не нужен оторвавшийся от родимой ветки дубовый листок.

 (Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”, музыка Е.Шашиной).

       Наш парусник с большим грузом движется дальше. Впереди будут мелководье, пороги и вечность.

     Ведущий 2:  Парус души остался одиноким, потому что Лермонтов не мог существовать в штиле, в лености, ветер бурь, страстных чувств, мучительных дум и тревог был ветром вдохновения.

      В небольшой заметке Анна Ахматова “Все было подвластно ему” напишет: “Лермонтов подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать такое, где он никому не подражал, зато всем уже не один век хочется подражать ему. Слово слушается его, как змея заклинателя. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в одной из поэзии мира. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на 100 лет”.

       Все ему было подвластно: поэзия, проза… Все, кроме собственной жизни, в которой не было добрых даров, какими судьба наделила бы другого, ничего. К сожалению.

      Слайд № 20   Лермонтов был так молод… Как знать доживи он до преклонных лет Льва Толстого, он тоже, может быть, стал бы знаменитым моралистом, таким оставаясь в памяти современников. Но… Гибель оборвала его жизнь в то время, когда в нем начала происходить сильная внутренняя борьба с самим собой, из которой поэт, вероятно, вышел бы победителем. Он только вступил в тот возраст, когда положено от молодости переходить в зрелость, с её мудростью, успокоением и переосмысливанием прежних идеалов.

(Звучит песня на стихи М.Ю.Лермонтова “Белеет парус одинокий”, музыка   А.Варламова).

Библиотекарь (под музыку): Буря под парусом ему предпочтительнее.

       А в космическом – безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской литературы и вечности он не одинок, хотя и недосягаем.

       И сегодня, как и прежде, медленно, но уверенно,  движется парусное судно “Михаил Юрьевич Лермонтов”, до предела нагруженное сокровищами. И так будет вечно.

 

                                    УСТНЫЙ ЖУРНАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА.
 
                                                     «Живой как жизнь» 
 
                                                          Для учащихся 7-11 классов
 
 Цели: - показать роль языка в жизни человека и в жизни общества; - прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов; - воспитывать культуру речи.
 
Страницы журнала:
  • «Мастерская слова»
  • «Русский язык – один из богатейших языков мира»
  • «Речь и наш голос».
  • «Речь правильная и хорошая».
  • "Говорить и писать правильно"
  •  «Путешествие в слово».

 

                                                                    Ход мероприятия.
 Вступительное слово библиотекаря.
 Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной библейский персонаж, который был схвачен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках. А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей Ксандра и его слуги первого баснописца Эзопа. Сцена, в которой участвуют 2 учащихся. Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она? Вот, мой господин. Это – язык! - Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? - Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык –это первые слова ребенка «мама», «солнце», «цветок». Язык – это целый мир. - Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире. - Вот она, мой господин! - Снова язык?!? - Да. Язык самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Ребята, цените свой родной язык, язык ваших предков.
 
             Страница «Мастерская слова»
 
Библиотекарь: В последней время много говорят о засоренности русского языка иностранными словами. Однако о чистокровности русского языка говорить не приходится, так как заимствованных слов в нем огромное количество. Вот вы, наверное, думаете, слово «огурец» русское? Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и «грамота», «кровать», «парус», «свекла», фонарь». Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из скандинавского языка. А «базар», «сундук» и всеми любимое слово «деньги» - из тюркского языков. Слово «халява» известно всем. Его употребляют, когда хотят получить что-то даром. Но раньше это слово значило другое – «широкое голенище». Почему? По одной из гипотез, когда-то, сидя за столом, гости прятали за голенище сапога еду, которую не могли съесть сразу. Таким образом, у них была возможность даром поесть еще раз. В начале Х!Х века придется его возрождать. Что же случилось с нашим языком за два века? Во-первых, у многих слов появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». Из тарелок ели, на худой конец, на них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна.
 
 «Русский язык – один из богатейших языков мира» - следующая страница журнала.
 
 1-й ведущий: Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. Так, понятие о знатоке своего дела можно передать словами: мастер, умелец, виртуоз. О верном друге можно сказать и словами надёжный, преданный. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом. Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: язык разум открывает, нашла коса на камень, не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной: От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, такие и речи. Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать; мальчик – мальчишка, мальчуган. Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи. Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов. Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В.Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно… ». Как бы продолжая слова Н. В.Гоголя, великий критик В. Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Известный писатель К. Г.Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить. 1 ведущий: Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом.
 
                  Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос».
 
 2 ведущий: Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.
 1 ведущий: А истоки этого открытия уходят в глубокую древность. Читает рассказ о Сократе. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». И, действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый и живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроение человека и его мысли… Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится: Черным – черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами. Её никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык!
 2 ведущий: Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.
 1 ведущий: С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.
  Воспроизводит «Правила Цицерона»: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».
 1 ведущий: на первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.
 2 ведущий: Так, чтобы стать великим греческим оратором, Демосфен изобрёл систему сложных тренировок. Участники рассказывают о Демосфене.
1 ведущий: Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.
2 ведущий: писатель А. Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
 
1 ведущий: Об этом наша следующая страница – «Речь правильная и хорошая»
 
2 ведущий: Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.
1 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал…» 2 ведущий: Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость». 1 ведущий: Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М. Зощенко «Свободная личность». Читают рассказ М. Зощенко «Свободная личность». 2 ведущий: Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя. Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатство нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. 1 ведущий: Предлагаем вашему вниманию диалог персонажей романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
 
 Участники инсценируют фрагмент из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
 2 ведущий: Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать правильно».
 
  Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.
 1 ведущий: Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл. Участники читают стихотворение о России.
 2 ведущий: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }